PostHeaderIcon Азбука Морского VSAT

Азбука морского VSAT. Юрий Шемчук.Navigation & Communication

Технологии VSAT используются в спутниковой связи уже почти 20 лет – с начала 1990-х. Это современный способ голосовой (телефонной) и интернет-связи, а также удобный канал для передачи и получения больших Объемов данных, в том числе различных мультимедиафайлов: изображений, аудио и видео.

По материалам Журнала Navigation & Communication №2 (02), декабрь 2010.

Преимущества систем VSAT очевидны уже из самого названия: Very Small Aperture Terminal – малый спутниковый терминал, который легко и быстро устанавливается, но при этом обеспечивает надежную и качественную связь. Эти достоинства быстро оценили во флоте: во всем мире темпы распространения судовых систем VSAT постоянно растут. Об особенностях морского VSAT мы побеседовали с Юрием Шемчуком, ведущим специалистом по развитию этого направления компании «СТЭК.КОМ».

N & C: Изначально технологии VSAT разрабатывались для наземных терминалов. Есть ли какие-то особенности в работе VSAT-антенн на флоте?

Ю. Ш.: Безусловно, ведь функциональные характеристики спутникового оборудования определяются именно сферой использования VSAT-систем. в системах наземной спутниковой связи комплект оборудования стандартный: спутниковая антенна, приемник, передатчик и спутниковый модем с набором специальных карт. Другое дело, когда мы говорим о морском VSAT. здесь обязательно использование стабилизированных антенных систем, способных обеспечивать постоянную связь даже в самых суровых погодных условиях. Такие антенны самостоятельно наводятся на спутник и выполняют слежение за ним в автоматическом режиме. Управляет этим процессом дополнительный блок – антенный контроллер (Antenna Control Unit, ACU).

N & C: Что еще необходимо учитывать при выборе оборудования для использования на море?

Ю. Ш.: Во-первых, морские системы спутниковой связи должны обладать более мощными характеристиками, поскольку метеорологические условия зачастую создают значительные помехи и снижают качество приема сигнала. Как правило, корабельные системы VSAT для уверенного приема компонуются антенными комплексами большего диаметра, а также и передатчиками большей мощности.

Во-вторых, необходимость в дополнительном функционале оборудования зависит от региона плавания. Если судно выполняет международные рейсы, охватывающие акватории мирового океана, то оборудование должно обеспечивать автоматическое переключение между несколькими спутниками. Если же маршрут плавания не выходит за пределы действия одного спутника, то система может и не поддерживать эту опцию.

N & C: С «железом» понятно. А можно ли говорить о специальном программном обеспечении для морского VSAT?

Ю. Ш.: Комплекс информационных систем на каждом судне определяется исключительно спецификой решаемых задач и требованиями судовладельцев. В целом особых ограничений по программному обеспечению нет: любые программы, используемые на берегу, могут применяться и на борту судна.

N & C: Какие трудности могут возникнуть при использовании VSAT-технологий на море?

Ю. Ш.: Основные сложности связаны с поддержанием качественных параметров связи, что бывает непросто при неблагоприятных гидрометеорологических условиях. В некоторых случаях нестабильная спутниковая связь может негативно отразиться на работе онлайн приложений, для которых критично наличие стабильного высокоскоростного соединения (среди таких приложений, например, телефония и видеоконференц-связь).

N & C: Есть ли способы справиться с этими трудностями?

Ю. Ш.: Все функциональные вопросы, касающиеся использования систем VSAT на море, успешно решаются. На данный момент нет никаких принципиальных технических препятствий, которые могли бы замедлить процесс внедрения систем VSAT на суда морского флота. Производители оборудования постоянно работают над тем, чтобы минимизировать задержки сигнала и сохранить качество передачи на высоком уровне даже на очень больших расстояниях от наземных станций до спутников. С последствиями внешних воздействий успешно помогают бороться стабилизированные антенны, которые хорошо справляются с задачей поддержания постоянной связи, компенсируя изменения положения антенны в условиях качки и изменения курса.

N & C: В чем преимущества систем VSAT?

Ю. Ш.: Быстрое распространение технологии VSAT на морских судах различных стран продиктовано целым рядом факторов. Главные из них – повышение эффективности, надежности бортовых систем и обеспечение безопасности плавания в целом. Данная технология позволяет существенно увеличить емкость телекоммуникационной сети и повысить скорость передачи информации, благодаря чему на флоте стало возможным широкое использование разнообразных информационных систем. В первую очередь, это касается внедрения электронной картографии, электронного декларирования, современной системы электронной навигации.

Помимо чисто прикладных корабельных систем расширяются рамки использования корпоративных бизнес-приложений, позволяющих создать единую гетерогенную информационную среду для решения задач контроля, управления и мониторинга текущей ситуации на судне.

N & C: А в чем заключается экономическая выгода?

Ю. Ш.: На сегодняшний день общая стоимость владения морской VSAT-системой сдерживает распространение этой технологии на российском рынке. Цены на оборудование действительно достаточно высоки, но экономический эффект и функциональность использования VSAT намного превышает существующие на рынке аналоги. Мы проводили расчет экономической эффективности систем морского VSAT по сравнению с другими используемыми на данный момент системами связи. Как показал анализ, инвестиции в морской VSAT целесообразны уже при ежемесячном превышении трафика в 150 Мб и пакете телефонии с объемом в 300 включенных минут. При достижении трафика в 500 Мб в месяц окупаемость морского VSAT по сравнению с используемыми системами составляет от 6 месяцев до 2,5 лет в зависимости от базы сравнения. А при использовании дополнительных сервисов (корпоративных бизнес-приложений, специализированных бортовых систем) эффективность действия системы VSAT существенно увеличивается за счет снижения расходов на оплату значительного объема трафика.

N & C: Насколько востребованы системы VSAT на российских судах?

Ю. Ш.: Западные компании давно поняли преимущества этой технологии, успешно применяя ее при создании функционально развитой инфраструктуры на своем флоте: автономное судно превращается в «плавучий офис», находящийся на расстоянии «нескольких десятых секунд». По нашему мнению, российский рынок обладает большим потенциалом развития технологии морского VSAT. На сегодняшний день уже есть несколько успешных примеров использования подобных систем российскими моряками. К тому же новые требования международного морского законодательства по оборудованию определенных типов судов современными картографическими системами после 2012 года, а так же внедрению концепции e-Navigation, без сомнений, ускорят процесс повсеместного распространения VSAT-систем в отечественных судоходных компаниях.

N & C: Как развивается этот сектор рынка связи?

Ю. Ш.: Динамика развития технологий морского VSAT хорошо прослеживается на примере мирового флота. Впервые эти системы были установлены на суда в начале 2000-х годов. К 2010 году общее количество установленных терминалов морского VSAT составило почти 10 000 единиц. По прогнозам, к 2014 году эта цифра удвоится, темп роста продаж этих систем составит более 20 % в год, а объем всего рынка превысит 2 миллиарда долларов.

В настоящее время в западных судоходных компаниях широко распространена такая практика: планировать установку систем морского VSAT на борт уже на стадии постройки судна. Таким образом, есть все основания полагать, что в скором времени большая часть мирового морского флота будет оснащена подобными системами.

 


Ведущий специалист по развитию морского VSAT
компании СТЭК.КОМ
Юрий Шемчук

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Баннер