PostHeaderIcon Морской Курс

О.В.КуцО том, почему судоходство является наиболее привлекательным сегментом для оказания услуг связи посредством мобильного VSAT, а также об особенностях этой технологии в интервью корреспонденту "Стандарта" Даниле ШЕПОВАЛЬНИКОВУ рассказал генеральный директор ООО "СТЭК.КОМ" Олег КУЦ.

По материалам Журнала Стандарт-ТЕХНО №8 (91), август 2010.

 

 

- Чем технически отличается организация услуг связи посредством VSAT на подвижных и фиксированных объектах?

- Отличия в организации услуг связи через VSAT на подвижных и фиксированных объектах есть, но я бы не назвал их принципиальными. Чтобы обеспечить связь через VSAT, нужно навести антенну терминала на геостационарный спутник, который вращается на орбите вокруг Земли с той же угловой скоростью, что и планета. Благодаря этому две точки (антенна и спутник) остаются неподвижными относительно друг друга. Подвижному объекту требуется антенное устройство, способное обеспечить постоянное наведение на спутник. Такие устройства на рынке существуют, и их можно разделить на две группы: гиростабилизированные офсетные антенны и фазированные антенные решетки. И у тех и у других есть преимущества: у офсетных антенн проще конструкция и лучше энергетические характеристики, а у фазированных антенных решеток меньше габариты. Пока спрос на первый тип антенн значительно выше. Кроме того, подвижные объекты способны выходить из зоны покрытия спутника, поэтому им может потребоваться решение для обеспечения автоматического роуминга между разными спутниками. Не все вендоры имеют такие решения. Мы провели успешные испытания антенных систем нескольких производителей и готовы предложить клиентам на выбор целую линейку приемопередающих устройств для связи в движении.

- Кто, по вашей оценке, является ключевым потребителем услуг на базе мобильного VSAT?

- Ключевым потребителем мобильного VSAT в России, как и во всем мире, является морской транспорт. Существует даже отдельный и довольно большой сегмент рынка спутниковой связи, который так и называется – Maritime VSAT, или морской VSAT. На рынке есть компании, занимающиеся исключительно этим бизнесом. К слову, термин Mobile VSAT обычно используют для передвижных спутниковых станций, которые имеют систему самонаведения, но не могут работать в процессе перемещения в пространстве. Для организации связи посредством VSAT на подвижных объектах используются специальные антенные системы, поэтому данную технологию принято во избежание путаницы называть VSAT в движении. Помимо морского транспорта услуги связи на базе этой технологии востребованы в авиации и на железнодорожном транспорте. Но воздушный флот во всем мире существенно уступает по численности морскому и речному, а железные дороги проложены по суше, где широкополосный доступ в Интернет на базе беспроводных сетей радиосвязи организовать значительно проще, чем в океане или на высоте 10 тыс. м над землей.

- Какие способы организации связи на движущихся объектах конкурируют с VSAT в движении?

- Потенциальными конкурентами VSAT в движении можно считать все существующие системы подвижной спутниковой связи, включая Iridium и Inmarsat, но VSAT предоставляет рынку возможности, которые раньше были недоступны. При использовании спутниковой связи L-диапазона на базе Inmarsat можно получить канал с максимальной пропускной способностью 492 кбит/с и стоимостью трафика 150 руб. за мегабайт. При помощи же VSAT можно работать в движении на скоростях до 10 Мбит/с и платить 5 руб. за мегабайт. Таким образом, можно увеличить скорость получения информации и объемы ее потребления без увеличения затрат на связь. На практике мы пока наблюдаем не конкуренцию спутниковых технологий, а скорее взаимное дополнение.

- Как вы оцениваете коммерческую привлекательность морского VSAT для операторов и поставщиков оборудования, а также перспективы развития этого сегмента?

- По нашим данным, в России пока установлены единицы VSAT для работы на судах, так что говорить о появлении этого сегмента как о состоявшемся факте пока преждевременно. В мире морской VSAT также находится в начале пути: он используется на 8 тыс. судов, при этом в 2009 году было проведено около 2 тыс. инсталляций. Для сравнения: система Inmarsat установлена на 211 тыс. судов. Мировой рынок морского VSAT демонстрирует взрывной рост, надеюсь, что и в России данный сегмент появится и будет расти. Пока же можно говорить лишь о том, что интерес к морскому VSAT со стороны потенциальных российских потребителей есть, а это стимулирует интерес к отечественному рынку со стороны производителей оборудования.

- В начале 2010 года появилась информация о том, что Минкомсвязи РФ намерено создать регуляторную базу для организации VSAT на подвижных объектах. Есть ли в этом реальная потребность у российского рынка?

- Однозначно есть. По прогнозам аналитиков, именно подвижная спутниковая связь будет обеспечивать наибольший прирост в динамике развития рынка спутниковой связи в целом. Поэтому я надеюсь на то, что государство будет создавать необходимые условия для скорейшего использования этих технологий в России.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Баннер