Главная Обзоры Статьи Применение VSAT на море

PostHeaderIcon Применение VSAT на море

Увеличение объема информации в современном мире не могло не сказаться на развитии спутниковых систем связи, причем как на суше, так и на море. Постоянно возрастающая потребность в передаче информации различного рода по направлениям «берег – судно», «судно – берег» и «судно – судно» со временем вынуждают судовладельцев обращаться к более эффективным средствам связи, как в функциональном, так и экономическом плане.

Самыми перспективными в этой сфере являются системы морского VSAT (Very Small Aperture Terminal) -  то есть терминалы с маленькой антенной. Данная технология активно используется на флотах западных компаний в течение 10 последних лет и в данный момент активно внедряется на суда Российских компаний.

Основная функция морского VSAT - организация высокоскоростных сервисов передачи данных и телекоммуникационных на судах по спутниковому каналу. Использование оборудования широкополосной спутниковой связи, основанной на технологии VSAT, в настоящий момент соответствует всем требованиям, предъявляемым к современной, надежной, высокоскоростной связи с судами и плавучими сооружениями.
В первую очередь применение систем морского VSAT в качестве широкополосной спутниковой связи дает ощутимый экономический эффект в сравнении с имеющимися на данный момент системами связи (Inmarsat, Iridium, GlobalStar, Thuraya). А высокая скорость передачи данных делает возможным внедрение новых сервисов на судах, которые ранее не рассматривались ввиду их крайней экономической неэффективности. По сути, подобные внедрения являются следующей ступенью в области повышения эффективности и уровня безопасности работы как на отдельно взятом судне, так и в масштабах флота в целом.

Что бы более наглядно показать возможности применения и эффективность каждого сервиса остановимся на них более подробно:

Сокращение расходов

Итак, к основным затратам на услуги связи на судне можно отнести расходы на деловую переписку между офисом и судном, передачу служебной информации и телефонные переговоры. Размер используемого при этом ресурса связи, а, следовательно, и расходов напрямую зависит от интенсивности работы судна, специфики решаемых задач и некоторых других факторов.

Известно, что деловая переписка, по сути, в текстовом формате не требует значительных затрат, другое дело, когда возникает необходимость в передаче достаточно больших объемов данных. Подобные ситуации в работе судна возникают постоянно и в принципе, на данный момент, являются обычной практикой судового документооборота. К ним можно отнести передачу скан-копий сертификатов, лицензий, коносаментов и любых других судовых документов. Зачастую возникает необходимость в передаче цифровых фотоизображений, планов, схем, при выяснении подробностей и деталей в ходе ремонтных, отладочных и каких-либо других судовых работ. Со всё большим внедрением на суда цифровых технологий, нового оборудования и служебных программ растет и потребность в обмене информацией, как в процессе обновления баз данных, так и собственно программного обеспечения. Одной из таких систем является ECDIS, о которой мы поговорим позже более подробно. Уже стали реальностью электронные версии как судовых пособий, Лоций, Огней и Знаков, Таблиц Приливов, так и руководящих документов компаний.

Отдельно следует отметить деловые телефонные переговоры между судном и берегом, нередко они являются единственным оперативным источником информации на судне.

Высокая стоимость на имеющиеся услуги связи ограничивает свободу в передаче информации из офиса на судно и обратно, заставляя судовладельца либо искать альтернативные пути обмена информацией, по эффективности разве что уступающей голубиной почте, либо кусая локти идти на перерасход бюджета. В данном ракурсе системы VSAT однозначно являются эффективным решением на пути преодоления проблем возникающих при обмене информацией в перечисленных случаях, предоставляя полную свободу действий.

Чтобы не быть голословным, сравним цены на услуги имеющихся на данный момент систем спутниковой связи.

Экономическая эффективность систем VSAT не нуждается в дополнительных комментариях, остается лишь добавить, что скорость передачи данных этих систем составляет до 4 Мбит/сек, что почти в 10 раз превышает возможности системы Inmarsat FleetBroadBand, обеспечивающей скорость до 432 Кбит/сек.

Связь для экипажа

Использование систем VSAT делает возможным, то о чем раньше судовладельцу даже не приходилось думать. Теперь становится возможным обеспечение экипажа судна дополнительными постоянными средствами связи с берегом: широкополосный доступ в Интернет, е-mail, Skype, ICQ, телефония, как традиционная, так и VoIP, спутниковое телевидение. По сути, то, о чём раньше экипаж судна мог только мечтать, теперь становится реальным. Можно долго писать о психологической составляющей длительного пребывания человека в море, влияния замкнутых пространств и ограниченного круга общения на судах, но нельзя недооценивать возможности экипажей «контакта с землей», общения с семьями.

Безусловно, в конечном итоге решение о внедрении подобных сервисов остается на усмотрение судовладельца, но при правильном подходе к реализации данной идеи, все, в прямом смысле остаются довольными. Судовладелец, например, может ввести свою систему тарификации для экипажа, по своему внутреннему тарифу (к примеру, 5-10 руб./мин). В результате, экипаж получает возможность телефонных переговоров по тарифам значительно ниже, чем были ранее, а судовладелец тем временем ускоряет окупаемость аппаратуры систем VSAT.

Электронная картография и VSAT

ECDIS в морском деле стал уже неотъемлемым, очень удобным и эффективным инструментом судоводителей. Позиции ИМО в этом вопросе более чем однозначны – обязательное оборудование данными системами большей части мирового флота в ближайшем будущем. Отказ от бумажной картографии на судне является по сути революционным со времен внедрения систем спутниковой навигации GPS.

В свете активного внедрения данных систем на суда мирового флота, автоматически встает ряд вопросов связанных с обновлением, как картографической информации, так и программного обеспечения, и в частности оперативной передачи корректурных материалов на судно.

Разработка систем ECDIS изначально велась таким образом, что бы минимизировать затраты на передачу корректуры и новых карт на судно. Форматы корректуры были оптимизированы таким образом, что бы уменьшить объем передаваемых данных, производители картографических систем старались работать в направлении минимизации цифровых размеров карт, разрабатывалось специальное программное обеспечение и различные схемы доставки карт и корректуры на суда. Но как показала практика, эффективных алгоритмов сжатия карт для дальнейшей передачи на судно по дорогостоящим спутниковым каналам найдено не было, и единственным методом доставки карт на судно осталась обычная почта.

В жизни же оказалось, что доставлять компакт диски с корректурой и картами на суда во время получается далеко не всегда. Учитывая трамповые маршруты пароходов, недостаточно развитую и оперативную работу сервисов поставки корректуры, время необходимое на доставку корреспонденции, а так же специфику работы агентских служб, следует отметить, что время необходимое на доставку корректуры растягивается от нескольких дней, до нескольких недель. В результате, за этот промежуток корректура успевает устареть, а на некоторые наиболее активные районы Мирового океана выходят новые издания электронных карт. В таком случае не остается ничего другого как использовать дорогостоящий спутниковый канал, значительно увеличивая затраты на поддержание судовой коллекции карт в адекватном состоянии. Кроме того, передача данных метеорологических служб для дальнейшего нанесения на электронные карты возможна только через спутниковые средства связи.

При использовании на судне систем VSAT все описанные проблемы решаются сами по себе. Судовая коллекция электронных карт обновляется оперативно и вовремя, как постоянной корректурой, так и новыми изданиями карт. Если судно имеет электронные версии пособий, таких как Лоции, Огни и Знаки, Таблицы приливов, так же имеет место обновление этих изданий. Дополнительно может обновляться и программное обеспечение ECDIS. Исключается зависимость от длинной цепочки сервисов поставки корректуры, почтовых и агентских служб, так как они более не нужны. Получение метеорологической информации происходит постоянно и без задержек.

Контроль против «человеческого фактора»

При постоянном внедрении всё новых систем автоматизации в процесс судовождения, обслуживания судовых систем с целью минимизации участия членов экипажа в них, роль человека на судне остается основополагающей. Сколь много бы не было автоматики на судне, последнее действие всегда остается за человеком. И в этой связи, особенно когда вопрос касается нештатных ситуаций, зачастую имеет место проблема, так хорошо известная судовладельцам, как «человеческий фактор». Как показывает статистика, наибольший процент аварий происходит именно по причине неверных действий человека, в результате нарушения рабочий инструкций и процедур. На западе это явление называю «cutting the corners» (срезание углов), у нас «пренебрежение инструкциями».

Системы VSAT могут послужить добрую службу в вопросе повышения уровня безопасности и контроля над судном и судовыми процессами с берега. Небольшая модернизация судовых помещений на предмет установки камер видеонаблюдения и микрофонов на ходовом мостике, в машинном отделении, на грузовой палубе, а так же любых других служебных помещениях, даёт возможность постоянного видео-аудио контроля с берега, как над работой экипажа, так и судна в целом. Кроме того, психологический эффект наблюдения, не оставит места для невыполнения процедур или несанкционированных действий в работе экипажа. Передача видеоизображения и аудиопотока могут осуществлять как в режиме он-лайн, так и по запросу с судна за определенный период времени. Подобное применение системы VSAT даст судовладельцу возможность получать оперативную информацию по ходу работы экипажа, как в штатном режиме, так и в случае нештатных ситуаций, сделает реальным получение сведений по настоящим причинам инцидентов, аварий или простоев.

Так же может быть реализована передача параметров навигационного комплекса в режиме реального времени на берег: курс, линейная и угловая скорость, местоположение судна, положение пера руля, глубина под килем, параметры погоды, изображения карт ECDIS по ходу плавания, изображения картинки радара и информации с AIS. Кроме того, имеется возможна передача параметров работы как судовых агрегатов: главного двигателя, дизельгенератовров и т.п. так и грузовых систем: объемы, количество, температура груза и др. Представляется возможным интеграция и с другими судовыми системами с целью передачи параметров их работы на берег.

Как один из вариантов передачи данных о работе судовых систем с целью контроля их с берега может быть реализована посредством сопряжения с уже установленными системами «судовых черных ящиков» - VDR\SVDR. В таком случае уже имеющаяся техническая база потребует минимальной модернизации, и, по сути, сведется к дистанционному подключению из офиса к вышеупомянутым системам.

Система VDR была внедрена на суда с целью более эффективного расследования причин аварий и нештатных ситуаций на судах. И в случае инцидентов данные записанные системой VDR должны быть оперативно переданы в офис компании для дальнейшего изучения и проведения компетентного расследования. Размеры записанных данных обычно составляют несколько сот мегабайт, и единственным вариантом передачи данных в офис является запись на компакт диск и отправка обычной почтой. В случае использования почтовой службы, доставка из порта в офис займет в лучшем случае несколько дней. Если же судно находится в рейсе, в таком случае доставка данных становится невозможной до прибытия судна в порт.

С имеющейся на борту системой VSAT в любой момент возможна экстренная передача данных с борта судна в офис по имеющемуся широкополосному каналу. Но и данная процедура может оказаться ненужной, если реализовано удаленное подключение к системам VDR с берега. В таком случае нет необходимости передавать все данные за какой-то определенный промежуток времени, а судовладельцу достаточно подключиться к системе удаленно и просмотреть только нужные данные за интересуемые временной интервал.

Консультация за 1000 миль

Во время эксплуатации судна зачастую возникают вопросы, требуемые непосредственного участия берегового персонала, суперинтендантов, капитанов или механиков-наставников. Что, в свою очередь, зачастую приводит к затяжным перепискам между берегом и судном, в которых требуется участие сразу нескольких человек. При наличии систем VSAT становится возможным организация видеоконференц-связи между береговым и судовым персоналом прямо из офисов. Это позволит значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решений в сфере эксплуатации судна.

В некоторых отдельных случаях экипаж судна не в силах справиться с возникшими вопросами самостоятельно, где единственным возможным выходом является консультация с береговыми специалистами. К таким случаям можно отнести отдельные технические трудности, а так же медицинские проблемы. В подобных случаях при использовании систем VSAT возможна организация он-лайн консультации с передачей видео-изображения консультанту для оперативной оценки ситуации и выработки дальнейших инструкций.

В случае же временного отсутствия консультационного центра и необходимых источников информации на борту, экипаж всегда будет иметь возможность обратиться за поиском необходимой информации во всемирную сеть Интернет.

Так, например, в случае возникновения проблем с некоторыми системами навигации, коммуникации или компьютерным оборудованием, наиболее эффективным является дистанционное подключение служб техподдержки из офиса к судовой сети и удаленное устранение причин неисправностей. Подобная практика применятеся в настоящее время, но в связи с высокими тарифами на связь, используется исключительно в случаях крайней необходимости, а в качестве альтернативы применяют долгую и не всегда эффективную передачу инструкций по электронной почте.

Защищенная сеть

При особой заинтересованности судовладельца возможно создание защищенной корпоративной спутниковой сети между судами флота и береговым офисом. Это в свою очередь позволит производить обмен данными, проводить телефонные переговоры и использовать видео¬конференс связь по защищенным каналам, как по направлению офис-судно, так и судно-судно. Такой подход способен повысить информационную защиту компании и предотвратить утечку важной коммерческой информации.

Подводя итог, хочется отметить, что внедрение морского VSAT на суда флота является перспективным и многообещающим направлением в области морских спутниковых систем связи. Данная система, в первую очередь значительно сокращает расходы на связь, выражаясь образно, уменьшает расстояние между берегом и судном, даёт полную свободу при обмене деловой информацией, предоставляет возможность экипажу быть ближе к родным, близким и друзьям, значительно повышает эффективность и возможности имеющегося на борту оборудования, позволяет перейти на следующую ступень в плане обеспечения безопасности и качества работы экипажа, а также дает возможность для расширения, резервирования либо замены имеющихся средств связи на более эффективные.

Безусловно, судовладелец вправе выбирать использовать ему все возможности системы или ограничиться одной-двумя. Перечисленные возможные способы применения сервисов компании СТЭК.КОМ на базе систем морского VSAT являются основными, и в тоже время не остаются исчерпывающими. Мы готовы рассмотреть любые ваши предложения, а так же предложить способы их реализации для дальнейшего внедрения на судах вашего флота.

Шемчук Юрий Владимирович
Ведущий специалист отдела проектов
с крупными корпоративными заказчиками
ООО "СТЭК.КОМ"
www.steccom.ru

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Баннер