Главная Обзоры Статьи Морской VSAT: Анализ инвестиций

PostHeaderIcon Морской VSAT: Анализ инвестиций

Широкополосный доступ на море

В настоящее время имеется четкое понимание того, что морская индустрия нуждается в широкополосной спутниковой связи. На сегодняшний день перед судоходными компаниями стоят задачи в областях интеграции навигационных, машинных, грузовых и других бортовых систем; задачи мониторинга, повышения уровня безопасности эксплуатации судна, а так же предоставления средств связи экипажам в качестве дополнительной мотивации квалифицированных кадров.

Мировая практика уже показала высокую востребованность технологий широкополосного доступа, в основном на торговом, пассажирском, научно-исследовательском флоте, а так же на судах специального назначения. Модернизация спутниковых систем на флоте становится все более направленной на использование систем эффективных как в функциональном, так и в экономическом плане.

 

По данным Euroconsult Research Report “Maritime Telecom Solutions by Satellite” на конец 2010 года общее количество широкополосных терминалов установленных на судах мирового флота составило порядка 20 000. По прогнозам аналитиков через пять лет эта цифра увеличится в 2,5 раза достигнув отметки в 50 000, а через 10 лет 80 000.

Причины этого понятны: широкополосные системы связи - важный стратегический инструмент в решении задач обеспечения достаточного уровня работы экипажа и повышения эффективности бизнеса. Процесс информатизации флота, внедрения на суда цифровых технологий вызывает необходимость в использовании современных средств связи.

Однако прежде чем руководство судоходной компании подойдет непосредственно к проекту внедрения современных средств связи на суда своего флота ему следует произвести объективную оценку имеющихся спутниковых систем в отношении цена – эффективность с учетом текущих потребностей и нужд, а так же перспектив развития на будущее. В процессе такого анализа необходимо определиться сколько будет стоить установка системы, какова будет экономия на услугах связи, каков в этом случае будет период окупаемости и какова рентабельность подобных инвестиций.

Однако, прежде чем судоходные компании подойдут непосредственно  к внедрению морского VSAT на суда своего флота они должны произвести объективную оценку систем связи в отношении цена – эффективность с учетом текущих потребностей и нужд, а так же перспектив развития на будущее. В процессе такого анализа они должны задать ряд важных вопросов: «Сколько будет стоить установка VSAT системы?», «Сколько действительно можно сэкономить в месяц?», «Каков период окупаемости?», «Какова рентабельность подобных инвестиций».

Не важно, каким образом судоходная компания собирается модернизировать системы связи, уже сейчас имеется четкое понимание того, что морская индустрия нуждается в широкополосном спутниковом канале. Широкополосный канал полностью удовлетворяет возрастающим потребностям в высокой скорости при передаче больших объемов данных между судном и берегом.

Какие варианты?

На сегодняшний день возможности спутниковых систем предлагают несколько способов реализации широкополосного спутникового канала на судне. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки относительно цены, покрытия, сложности монтажа, функциональных возможностей и области применения.

Системы С-диапазона. Традиционно данные системы используются на судах производящих трансокеанические переходы, где потребность в качественной связи стоит особенно остро. Системы на базе С-диапазона способны обеспечить практически глобальное покрытие (за исключением приполярных районов), но в то же время требует установки антенны с зеркалом большого диаметра порядка 2.5 метров с обтекателем более 4 метров, что в свою очередь требует дополнительного времени на установку системы в порту или доке. Сегодня подобные системы стали абсолютной необходимостью на пассажирских лайнерах и других крупнотоннажных судах, где требуется устойчивая спутниковая связь в больших объемах практически во всех районах мирового океана. Типовое предложение операторов связи для этого диапазона обычно включает безлимитный канал передачи данных со скоростями в отдельных случаях превышающими 4 Мб/сек.

Системы VSAT Ku-диапазона – относятся к системам широкополосной спутниковой связи быстро набирающим популярность на море. Спутниковое покрытие в этом диапазоне в настоящий момент закрывает активные судоходные пути практически полностью. По сравнению с системами С-диапазона оборудование этих систем имеет меньшие габариты: зеркало от 1 до 1.5 метров в диаметре, вследствие чего система имеет меньшую стоимость и более простой вариант установки. Разумные размеры антенной системы позволяют применять данное решение как на судах различных флотов, так и на крупных яхтах. Как правило, скоростные характеристики предлагаемые операторами в Ku-диапазоне не превышают 4 Мб/сек, однако технические возможности данной технологии гораздо выше.

Конструктивные и технологические отличия систем Ku и С-диапазона переместили чашу весов в сторону Ku VSAT систем. Согласно аналитическим данным Euroconsult Research Report в 2009 году количество VSAT терминалов на мировом флоте распределялось в следующем отношении: 34% приходилось на С-диапазон, и 66% на диапазон Ku. В будущем это соотношение будет превалировать в сторону Ku-диапазона и по прогнозам к 2020 году составит 20% к 80% соответственно.
Системы L-диапазона - «cтарожили» спутниковых систем связи на море, имеющиеся  практически на каждом морском судне: Инмарсат, Иридиум, Глобалстар.

Они, как правило, ограничены в пропускной способности спутникового канала, даже не смотря на то, что последние модели способны обеспечить скорости близкие к широкополосным. Так, например, последняя разработка Inmarsat FleetBroadband 500 обеспечивает обмен данными со скоростью до 432 Кб/сек. Зоны покрытия у каждой системы свои: Инмарсат, используя геостационарные спутники, покрывает территорию земли до 70-ых градусов по широте, Иридиум, имея у себя на вооружении более 60 низкоорбитальных спутников, является единственной спутниковой системой связи обеспечивающей 100% покрытие земной поверхности, в том числе и полярных шапок.

Как правило, эти системы имеют небольшую стоимость, габариты и просты в установке, что иногда является определяющим фактором при выборе средства связи для судна.

Однако, недостатком применения таких систем является тарификация по объему оказанных услуг и по достаточно высоким тарифам, что в случаях активного использования средств связи перестает быть экономически эффективным.

Морской VSAT

Давайте проанализируем экономические аспекты рассматриваемых систем. Для этого нам необходимо учесть две основные статьи расходов – стоимость оборудования и ежемесячная абонентская плата.

С одной стороны оборудование VSAT систем для работы в Ku-диапазоне дороже, нежели оборудование систем L-диапазона и его установка может потребовать несколько большего времени. С другой стороны, тарифы на услуги связи систем морского VSAT в десятки раз ниже, чем у систем L-диапазона.

Нужно отметить, что зачастую при сравнительном анализе необходимость инвестирования «круглой суммы» в оборудование систем VSAT вначале может вызвать отрицательный психологический эффект у судовладельца. Поэтому для составления реальной картины инвестиций нужно так же проанализировать стоимость ежемесячного потребления услуг связи различных систем.

Расставить все точки над «i» и сделать обоснованный выбор в пользу наиболее подходящей для конкретных целей спутниковый технологии поможет комплексная оценка финансовых  затрат и экономической эффективности эксплуатации систем.

Для расчета будем использовать исходные данные наиболее приближенные к реальности, когда на судне уже установлена одна из систем связи L-диапазона, а оборудование VSAT ещё не установлено и необходимо учесть стоимость монтажа (из расчета 10% от стоимости оборудования) и амортизацию оборудования в 5-летний период.

Исходные данные:

Система L-дипазона

  • Оборудование: Inmarsat SAILOR FleetBroadband 500, Inmarsat Sailor 77 Fleet, Iridium OpenPort
  • Амортизация: равна нулю (система уже установлена).
  • Передача данных: помегабайтно, т.е. за 1 Мб.
  • Телефония: из расчета 5 ч. (300 мин.) в месяц.
  • Тарификация: средняя по тарифным планам соответствующих операторов.


Система VSAT Ku-диапазона

  • Оборудование: VSAT Sea Tel 4009, 1.00 м, BUC 4W, PLL LNB Cross Pol, Modem
  • Амортизация: 5-лет (60-месяцев).
  • Передача данных: по фиксированному тарифу за 5 Гб.
  • Телефония: по фиксированному тарифу 5 ч. (300 мин.) в месяц.
  • Тарификация: VSAT оператор СТЭК.КОМ

На основании приведенных исходных данных составим таблицу:


Зависимость ежемесячных расходов на связь от объема переданной информации с учетом исходных данных отобразим в таблице:


Факторы накладывающие ограничения при использовании такого подхода:

  • На практике в системах L-диапазона где используется «помегабайтная» и «поминутная» тарификация услуг связи нет такого высокого объема передачи данных как на системах VSAT. Передача 1 ГБ данных на системе Д-диапазона будет невероятно дорогим удовольствием.
  • При расчете не учитывался явный экономический эффект от использования целого ряда дополнительных сервисов, которые могут быть реализованы на базе систем VSAT.

Полученные результаты наглядно представлены на графике. Горизонтальная линия – фиксированная плата за услуги системы VSAT с учетом амортизации. Восходящие линии – расходы на связь соответствующих систем L-диапазона. Точки пересечения – объем передаваемых данных, при котором расходы на соответствующей системе связи равны расходам на системе VSAT.

Спутниковые системы связи: стоимость трафика.

Из графика видно, что целесообразность использования широкополосной системы связи на базе VSAT при вышеописанных условиях начинается при трафике на

  • Inmarsat Fleet 77 - 40 Мб/мес.
  • Inmarsat Fleet Broadband - 130 Мб/мес.
  • Iridium OpenPort - 280 Мб/мес.

Дальнейшее увеличение объема передаваемой информации не изменит уровня затрат на системе VSAT и будет находиться в районе 2000$. При активном использовании систем L-диапазона общая стоимость услуг возрастает линейно, что в свою очередь становится экономически не выгодным.

Таким образом, при высоких объемах информации передаваемых на современных судах уже в настоящее время, системы Ku-диапазона позволяют интенсивно использовать возможности широкополосного доступа, когда экономическая эффективность традиционных средств сильно падает.

Дополнительно подтверждает преимущества использования систем широкополосного доступа на базе Ku-диапазона – сравнение сроков возврата инвестиций. Представленный график наглядно отображает сроки окупаемости системы VSAT в зависимости от интенсивности использования средств связи на судне.

Морской VSAT. Окупаемость.

Из графика видно, что более активное использование средств связи резко ускоряет окупаемость системы морского VSAT, и уже при объемах передаваемых данных в 1Гб составляет несколько месяцев по сравнению с системами L-диапазона. Кроме того применение дополнительных сервисов, внедрение которых становится возможным при использовании системы VSAT (телеметрия, мониторинг в режиме реального времени, удаленное подключение и пр.) значительно сократит срок окупаемости ввиду их явной экономической эффективности.

Что следует учесть?

Оценивая интенсивность использования систем коммуникации на судне следует учитывать несколько факторов.
Первый – текущие затраты на связь. Судовладелец всегда точно знает статьи ежемесячных расходов на каждом отдельно взятом судне. Необходимо обратить внимание на тенденции к повышению затрат по этим статьям. Если уже сейчас бюджет на средства связи превышает 1500$, то стоит всерьез задуматься о модернизации систем связи. Это не только позволит сделать расходы предсказуемыми, но и повысить функциональную эффективность средств связи.

Если ежемесячные затраты на связь невелики, следует определиться с потенциальными расходами. Необходимо четкое понимание, какой бюджет на услуги связи оптимален для эффективной эксплуатации судна – нет ли ограничений, не позволяющих экипажу полноценно использовать  каналы связи на судне. Возможно, использование некоторых бизнес решений не воплощено в жизнь из-за того, что нет возможности организации широкополосной связи между судами и берегом.

Следует так же задуматься над планами на будущее. Времена меняются, и с течением времени потребность в средствах связи только увеличивается. Намечается ли введение новых требований, которые в свою очередь потребуют дополнительных резервов в системе коммуникации. Имеются ли планы по внедрению новых бизнес приложений, который в свою очередь потребуют увеличения трафика между судном и берегом. Рассматривается ли обеспечение экипажа дополнительными средствами связи (Интернетом, телефонией и т.п.). В этом ключе необходимо быть уверенным, что неэффективная система связи не окажется барьером для бизнеса в ближайшем будущем.

Вывод…

Для морских компаний вопрос модернизации систем коммуникации достаточно актуален, так как для сохранения и повышения своих бизнес-показателей требуется активное использование средств связи и передачи данных.  Выбирая определенную систему связи для судна, следует выполнить предварительный анализ включающий оценку текущих расходов на связь, требуемый функционал и сроки окупаемости оборудования. Так же необходимо принять во внимание потенциальные расходы, вступающие в силу требования и планы на будущее.

Если расходы на связь невелики, функционал имеющихся систем удовлетворяет нуждам судовладельца,  экипаж судна свободно укладывается в выделяемый бюджет, не планируется внедрение современных бизнес-приложений и соответствие новым требованиям, то модернизация систем может быть проведена в рамках установки одной из систем L-диапазона.

Если же расходы на связь превышают 1500$, экономическая и/или функциональная эффективность имеющейся системы низка, экипаж ограничен выделенным бюджетом в свободе обмена информации между судном и офисом, намечается внедрение новых приложений или требований призванных повысить эффективность управления судном, следует рассмотреть вариант установки системы VSAT Ku-диапазона. Использование данных систем широкополосной связи поможет сократить расходы на передачу данных и телефонию, держать судовой бюджет на услуги связи в заданных рамках, значительно улучшить средства коммуникации на судах и иметь на борту современную и эффективную технологию.

 


Шемчук Юрий Владимирович
Ведущий специалист отдела проектов
с крупными корпоративными заказчиками
ООО "СТЭК.КОМ"
www.steccom.ru

 

 

Комментарии 

 
+3 #1 Леонид 20.11.2010 07:56
Отлично и понятно написано!!! :roll:
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Баннер